Катюша под Минском — оригинал или копия?

14:00 24-08-2020

Наблюдать легендарную «Катюшу» под Минском, этакий синоним спокойствия, сегодня настоящий символизм.

Пусть она сохранит мирное небо над республикой. Но остается открытым еще один вопрос - это память определенному событию и боевой ли это экземпляр? Или макет восстанавливали по чертежам?

Из истории. Еще со времен военных парадов многие помнят сообщение, что первый залп в истории Великой отечественной войны был произведен вовсе не под Минском, а под Оршей (Витебская область) 14 июля 1941 года. Тогда с высокого восточного берега Днепра залп был произведен по железнодорожной станции Орша-Центральная. На месте залпа и сейчас установлен мемориал, где и стоит машина с артиллерийским оборудованием. Правда там военное снаряжение смонтировано на более поздней машине УралЗИС.

«Минская» установка залпового огня установлена у Кургана Славы в Минском районе. На Мемориальном комплексе «Катюша» расположилась рядом с другими символами Победы, как штурмовик Ил-2, легендарный танк Т-34. Определенной привязки к местам боев в этом случае нет.

Технические нюансы. Установка М-13 изначально монтировалась на шасси грузовика ЗИС-6. В этом плане удалось сохранить исторически правдивый подход. За основу экземпляра, представленного на Кургане Славы, взяли единственный уцелевший экземпляр из экспозиции Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

Впрочем, оригинальными здесь являются направляющие снарядов (восстановленные). Остальные узлы - копии, максимально приближенные к оригиналу. Среди основных учтенных позиций выделяются:

  1. Кабина грузовика. Только на машинах с установкой М-13 верхний угол кабины был скошенным.
  2. Силовой агрегат. Конструкторы отмечают, что при желании двигатель легко довести до состояния «перед запуском», включая и работу всей трансмиссии. Только не уточняется, на сколько все агрегаты являются оригинальными. Стоит вспомнить, что двигатель ЗИС-6 имел мощность всего 73 л. с., что позволяло передвигаться по асфальту со скоростью 55 км/ч.
  3. Колеса. Все 6 колес «обуты» в покрышки с рисунком протектора, характерным для своего времени. Почему-то запаску оснастили иной шиной от современных грузовиков.
  4. Интерьер кабины. Несмотря на то, что в расположенную на высоте кабину попасть невозможно, реставраторы с удовольствие отмечают, что в салоне имеется спидометр, пульт управления запуском ракет. Не стали мудрить только со стекплоподъемниками.

Многие детали угадываются и по образцам более свежей грузовой техники. Здесь и фары по виду от ГАЗ-53, детали ходовой части.

Вместо заключения. В условиях Великой отечественной войны установка М-13 базировалась в последующем на базе американской модели US-6 (Студебекер) с колесной формулой 6×6 или 6×4. Но воссоздать тот автомобиль без чертежей было бы почти невозможно.

Сегодня без сомнения, военная история страны в лице военной техники имеет право на жизнь. И пусть танк или автомобиль будет восстановлен на 75 %, своей ценности от этого такие экспонаты не потеряют.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS