В Высшей школе экономики не верят в план снижения смертности на дорогах

14:25 25-11-2019

Эксперты Высшей школы экономики подвергли сомнению правительственную программу снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах России.

Как заметили представители научного сообщества, ни в одной стране мира еще не удавалось достичь таких фантастических показателей как сокращение смертности в авариях за семь лет в 3,5 раза. Между тем, такая задача поставлена в рамках очередных майских указов главы государства перед правительством. Для ее реализации разработан нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и сформирована дорожная карта, реалистичность выполнения которой и вызвала большой скепсис у экспертов.

Специалисты ВШЭ высказали свое мнение, что времени, за которые власти рассчитывают достичь установленных показателей, вряд ли хватит для качественной работы в этом направлении. И приводят в пример опыт других стран, где также боролись с печальной дорожной статистикой, но не смогли добиться такого прогресса, о котором сегодня грезят в российском кабинете министров.

Согласно программе нацпроекта, до 2024 года количество погибших в ДТП должно сократиться до четырех на 100 тысяч жителей, это в три с половиной раза ниже показателей 2017 года, от которого идет отсчет статистики в рамках дорожной карты.
Как подсчитали аналитики, согласно документу, погибших на автомобильных дорогах уже через пять лет должно стать меньше почти на 70 процентов. Даже не специалисту очевидно, что такой сценарий достаточно фантастичен, с учетом всех проблем, которые необходимо решить в сфере дорожного движения в России. Вряд ли это удастся сделать за пять лет.

Но эксперты ВШЭ обращают внимание, что даже в продвинутых, с точки зрения дорожной безопасности, странах, так быстро решать проблемы смертности не получилось ни у кого. Например, Япония шла к достижению подобных показателей почти 40 лет, в Великобритании на это ушло 35 лет.
Как замечают ученые, чтобы достигать прорывных изменений, нужны столь же прорывные меры. Но реализовать их в сжатые сроки у российских властей шансов немного. Хотя определенные успехи есть. К 2017 году смертность в ДТП удалось снизить до показателя 13 человек на 100 тысяч, тогда как еще в 2014-м он был на уровне почти 19 человек на 100 тысяч жителей. В то же время замечают эксперты, чем ниже смертность, тем сложнее добиваться ее дальнейшего сокращения.

Иными словами, в условной африканской стране можно стремительно добиться существенной положительной динамики за счет простых мер, которые уже давно действуют в цивилизованном мире, но не реализованы в отсталых странах. Например, повышение штрафов, обеспечение обязательности выполнения требований закона или установка видеокамер. Однако, когда все возможные меры приняты, технологии и разработки уже внедрены, набор доступных инструментов для дальнейшего улучшения ситуации заметно сужается.

Пока России далеко до европейских стран, многие из них по уровню смертности на дорогах выглядят безопаснее нашей страны в 4-5 раз. Одна из причин - слабый уровень дисциплины участников движения, несмотря на то, что в последние годы штрафы и санкции за различные нарушения были серьезно ужесточены. Также нуждается в улучшении дорожная инфраструктура, требуется разработка новых подходов к организации движения, чтобы сделать его более безопасным, например, максимально исключить пересечение встречных потоков, свести к минимуму появление пешеходов на проезжей части и тому подобное.

Также к проблемам относят слабую подготовку водителей, незнание пешеходами правил дорожного движения, употребление алкоголя за рулем, пробелы в законодательстве и многое другое.

Чтобы изменить ситуацию, правительство в рамках нацпроекта намерено внести ряд поправок в законодательство, чтобы повысить ответственность за ряд серьезных нарушений, увеличить количество технических устройств, обеспечивающих контроль за дорожным движением, усилить мониторинг на дорогах с целью выявления нетрезвых водителей, развивать направление профилактики детского травматизма в ДТП и так далее. На реализацию нацпроекта в течение следующих пяти лет планируется потратить около 4,8 триллиона рублей.
Однако эксперты не уверены, что в дорожной карте правильно расставлены акценты, а цели и задачи прописаны недостаточно четко. Поэтому итоговый результат, который ожидают в правительстве, вызывает большие сомнения. Примечательно, что в мегаполисах вроде Москвы и Питера показатели смертности уже сегодня соответствуют тем цифрам, которые в правительстве ждут по всей стране через пять лет.

Так, в Москве он равен 3,7 погибших на 100 тысяч жителей, а в Санкт-Петербурге - 4,3. Но в уровень развития инфраструктуры, организации движения, технической оснащенности дорог в столице сложно сравнивать с остальной Россией. Поэтому ждать, что в ближайшие время на Урале, Кавказе, в Сибири или Поволжье удастся резко изменить ситуацию, не приходится. Например, в Калмыкии за прошлый год уровень смертности составил более 30 на 100 тысяч человек, во многих регионах цифры немногим лучше.

Выводы экспертов достаточно хорошо аргументированы и подкреплены данными исследований. Вот только прислушаются ли власти к ученым и внесут ли коррективы в свой план - большой вопрос.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS