Очереди, блат и «Берёзки»: как покупали новые автомобили в СССР

13:15 17-08-2022

Приобретение транспортного средства для советских граждан было главным событием. Дело в том, что стать владельцем автомобиля в то время было не так просто - каждый передавал свою историю из поколения в поколение. В СССР автомобиль был роскошью, а не средством передвижения.

85aa5ee6f1ba4af2503c03b525c5abd4_w650.jpg

Большой удачей было приобретение седана. Других автомобилей в свободной продаже представлено не было. Средняя заработная плата в СССР в 1980 годах составляла 168 рублей 90 копеек. Она могла отличаться - все зависело от республики. Автомобиль ЗАЗ-968 М в то время предлагался за 5 600 рублей, Москвич-21406 - за 7400 рублей. Автомобиль ИЖ-Комби можно было приобрести за 7 500 рублей. Модели ВАЗ-21011, 21013, 2102 и 21051 оценивались в 6 400, 7 200, 7 400 и 7 500 рублей.

f19e024125ce2e6049914881902b22a2_w650.jpg

Самым дорогим в СССР считался седан Волга ГАЗ-24. Его стоимость на рынке составляла 11 200 рублей.

“Живых” продаж в то время не велось - производство шло, но прийти в автосалон и выбрать нужный транспорт было невозможно. Первый этап на пути потенциального покупателя - написать заявление в местком по месту работы. В стране определяли специальную квоту, которая устанавливала количество сотрудников для получения транспортных средств.

Как правило, Волгу отводили в единственном экземпляре. Запорожцев в списке было больше всего. Написание заявления было не единственной задачей. Решать, достоин ли сотрудник автомобиля, должны были товарищи из парткома и профсоюза. Как только сотрудник предприятия получал на руки документы, его должны были ставить в очередь. После этого нужно было ждать определенное время - месяц или несколько лет, пока на почту не приходило приглашение прибыть по месту.

25a8cac92300904a42f0ca3fe31f70e9_w650.jpg

Когда покупатель приходил в магазин, он не мог взять ту модель, которую хотел. Не всегда они были в наличии. Поэтому приходилось выбирать из того, что было на складе. Особое внимание уделялось магазинам “Березка”, которые называли раем для избранных. Знаменитости получали зарплату и премию в валюте. Определенную долю из общей суммы оставляли в виде чеков. Обменять их можно было именно в магазине “Березка”. К примеру, приобрести Волга ГАЗ-24 можно было за 1850 чеков. Никакой очереди в таких магазинах не было.

Приобретение автомобиля в СССР было делом непростым. Приходилось стоять в длинной очереди и откладывать денежные средства. Для избранных предусматривался обмен по чекам в магазине “Березка”.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS