Теги: ЗИЛ

Памяти конструктора. Арсен Мелик-Саркисьянц и его самосвалы

16:50 24-12-2021

18 мая 2021 года ушёл из жизни конструктор ЗИЛ ММЗ Арсен Сократович Мелик-Саркисьянц. Инженер прожил 100 лет, из которых 18 посвятил любимому делу - созданию грузовиков. Вспомним его самые значимые разработки.

d34c8387cbd860f71ce9037545d7e6bf_w650.jpg

Так совпало, что период, когда Арсен Сократович занимал должность главного конструктора на предприятии, с 1970 по 1987 годы стал самым продуктивным в истории советского грузового автомобилестроения. То ли страна остро нуждалась в новых разработках, то ли потенциал молодых инженеров в реализации - не известно, но, скорее всего, и то, и другое.

9f586fddc72043e72b1167695f430f8f_w650.jpg

Во время Великой Отечественной Войны, Мелик-Саркисьянц должен был служить в танковых войсках, но его сделали военным водителем и этот момент стал решающим в судьбе молодого человека. Обучаясь ремонту и эксплуатации военных грузовиков, у Арсена Сократовича появилось собственное видение того, каким должен быть идеальный грузовой автомобиль.

370569b12dc7612c2bc501ed6cb041f4_w650.jpg

Но сделать самосвал надёжным и практичным было недостаточно для Арсена Сократовича. Он хотел сделать грузовик ещё и эстетически красивым. И первые самосвалы ЗИЛ-ММЗ-55 смотрятся гораздо более модно и привлекательно на фоне устаревших аналогов на базе "Полуторок".

f03e26c81b56faa16f7fd8eb1c3123ae_w650.jpg

Так начиналась история нового семейства советских грузовиков и самосвальных прицепов. ЗИЛ-ММЗ-554 мог разгружаться на три стороны и стал незаменимым в сельском хозяйстве, самосвальные установки ММЗ-554М монтировали на шасси грузовиков и после того как ЗиЛ-130 сняли с производства.

68925d8c5d99c408fc138c84d2169ca5_w650.jpg

Удлинённый ЗИЛ-ММЗ-4505 стал последней серийной моделью, выпущенной при Арсене Сократовиче на должности главного конструктора. Машина оказалась настолько удачной, что её продолжали собирать и в 2000-х.

817e028c0e6fb4b2e1d9030a345766d2_w650.jpg

Некоторые разработки так и не удалось реализовать, но сомнений в их потенциале сегодня не возникает уже ни у кого.

c9ba36eff1e6041ad63850c2efffd23a_w650.jpg

Когда новые наработки ЗиЛ передавали на более перспективное предприятие КамАЗ, оказалось, что без разработок Арсена Сократовича никак не обойтись. И именно его работы легли в основу создания гидравлических механизмов опрокидывания бортовой платформы для трёхосных полноприводных грузовиков.

2bdce08ae88ca306d56a83f1f6f3158e_w650.jpg

Таким образом появилось ещё одно, не менее обширное семейство техники, включающее в себя КамАЗ-5511, КамАЗ-55102, КАЗ-4540, «Урал-5557» и самосвальные прицепы к ним, а ММЗ стал флагманом в советском грузовом автомобилестроении.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS