Как выглядели автомобильные номера СССР в разные годы?

05:25 07-12-2021

Основной проблемой первых номерных знаков, которые выдавались в Советском Союзе, становилось то, что они никак не обозначали регион выдачи, а давались в алфавитном порядке без привязки к территории.

запорожец, ретро, желтый, ретро, номер старый советский
Фото: «CAR.RU»

Вопреки существующему мнению, проводить учет номеров автомобильного транспорта в России начали еще в дореволюционные времена. Но принятие какого-либо общего стандарта состоялось только в 1931 году. Изменение его проводилось в течение всего периода существования Советского государства.

1931 год. Причиной разработки единого номера стала прошедшая в СССР индустриальная революция. Изменений на дорогах со времен Российской империи практически не произошло, поэтому в действии остались еще императорские стандарты. Они были уникальными для каждой губернии. Изменилось все в 1931 году с введением нового стандарта на номерные знаки. Первый номер имел вид таблички из жести прямоугольной формы бело-черного цвета, на которую наносились одна буква кириллицы и четыре арабских цифры попарно через дефис. Таких табличек было две, с креплением на переднем и заднем бампере у машины и переднем и заднем крыле у мотоцикла.

7dcb6b13b9f46bb914145a06037d54d1_w650.jpg

Поначалу использовался такой стандарт исключительно на территории Москвы, но к 1932 году был распространен по всей стране.

В этом же году производились разовые номера, отличавшиеся наличием одной пары цифр и надписи «Проба».

1934 год. В 1936 году произошло немаловажное событие – Союз народных комиссаров принял решение об учреждении Государственной Автомобильной Инспекции (ГАИ). С этого момента все действия с автономерами были переданы ей.

Также был изменен и внешний вид номеров. Пластина стала шире, поле окрашено в черный цвет, а символы - в белый. Этот образец стал наиболее неудачным, так как делался из кровельного железа, не выдерживающего нагрузок в дороге и часто ломавшегося.

56f7bdc4cc5264dba101c51d1942d602_w650.jpg

Еще произведена разработка новой системы обозначений – теперь каждый регион имел свой буквенный код.

1946 год. В послевоенное время проще было произвести реформу системы обозначений, чем навести в ней порядок. Формат номера остался прежним, изменился только цвет. Табличка стала желтой, а знаки – черными.bfb300f130e34a912699c7d037a92384_w650.jpg

1959 год. В годы после войны машин становилось все больше, что привело к нехватке номеров старого формата. Поэтому было принято решение о добавлении еще одной буквы и возвращении внешнего вида к довоенному формату. Двухбуквенные знаки не были выведены из использования, но только для военных машин.

03d315095feae3151e6253adc0f9510e_w650.jpg

1981 год. Следующее реформирование состоялось по завершении Московской олимпиады 80 года. Номера этого формата уже были ближе к современным. Пластина снова стала белой, а символы – черными. Принималось одновременно две разновидности стандарта – для личного и служебного автотранспорта. Изменился исключительно внешний вид и порядок расположения символов.

8cccaf0fdf4175705641b044302b3201_w650.jpg

Размеры номеров до 1980 года регламентировались внутренним законодательством и изменялись при каждой реформе. Далее ГАИ была вынуждено ориентироваться на международные стандарты, вследствие чего номерные знаки получили размеры 465х112 мм для переднего знака и 290х170 мм для заднего.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS