Почему «горбатый»? Интересные факты о «Запорожце»

12:05 04-12-2021

«Горбатый, я сказал Горбатый….». Речь в этой статье пойдёт не о фильме «Место встречи изменить нельзя». А о знаменитом советском Запорожце, который оставил отпечаток на жизни тех, кто жил в то время.

заз 965, запорожец, ретро, лого, эмблема
Фото: «CAR.RU»

Не с проста статья началась с такой же знаменитой фразы из популярного фильма, который смотрят и сейчас. Оказывается, прозвище «Горбатый» Запорожец получил именно благодаря этому фильму.

Начнём с 10 минут позора. Оказывается, плохая слава к автомобилю стала прикрепляться ещё в далёкие 70-е. Солидный мужчина, стоя около московского комиссионного магазина в Южном порту всё присматривался к транспортному средству. Смотрел он, смотрел на 965-ый «горбатый» и вдруг сказал следующее: «Десять минут позора, зато я на работе».

То есть для кого-то состоятельного в то время ездить на таком авто было не комильфо. Вроде бы и хотелось, но кололось.

Зачем создали такой, как оказалось никому не нужный автомобиль? Всё это пошло с Европы. Москвич тогда был несбывшейся мечтой многих, а всё потому, что денег на него хватало не у всех. Европа начала создавать мини-автомобили, которые покорили сердца всех. Производители подхватили это веянье и выпустили свои Citroen 2CV, Volkswagen Kaefer. И вот альтернативой Москвичу стал Запорожец.

Кстати, очень часто Запорожца сравнивали с Fiat 600. Возможно чем-то он действительно на него походил, но назвать его копией этого транспортного средства нельзя. Ни одна деталь Запорожца не повторила итальянскую. Но всё-таки нужно признаться, что советские художники при создании отечественного транспортного средства на Fiat всё-таки поглядывали. Их задачей была не скопировать внешний вид авто, а повторить идеально проработанный итальянцами кузов машины.

заз 965, запорожец, ретро
Фото: «CAR.RU»

Лев Мурашов, который принимал непосредственное участие в создании авто сказал, что молодые советские инженеры очень старались при создании импровизировать. Но руководитель проекта Станислав Лобов в этом порыве их останавливал. Тот был убеждён на 100 процентов в том, что для того чтобы начать создавать нужно научиться копировать. Теперь кажется, что китайские автопроизводители долгие годы шли по такому же пути.

ЗАЗ-965 можно сказать, стал учебным пособием для нашего автопрома.

Отечественные автопроизводители выделились в том, что создали абсолютно индивидуальный V-образный двигатель воздушного охлаждения. Ни один европейский на то время не походил на него. Знаете, какую цель преследовали создатели, когда придумывали и конструировали двигатель? Им нужно было чтобы он был съёмным и ремонтопригодным. Всё как мы любим. Чтобы носки были не одноразовым продуктом, а таким, чтобы их после можно было штопать, зашивать.

Помнится, многие владельцы ТС уносили двигатель домой и сами там ремонтировали его. Задняя панель кузова снималась, чтобы мотор забрать нужно было просто немного автомобиль приподнять. Правда одному человеку занести двигатель домой было бы сложно, но благо всегда рядом был сосед.

Была в автомобиле и опасность в виде автономной бензиновой печки. Отопитель работал очень хорошо, но имел большой минус – был пожароопасен. Понятно, что зимой автомобиль без присмотра не оставишь, он в любой момент мог загореться. Также необходимо было смотреть, чтобы стоящая во дворе машина вдруг не превратилась в сугроб.

Если такое произошло, то дети даром времени не теряли, они быстро сооружали горку и катались по ней.

запорожец, ретро, желтый
Фото: «CAR.RU»

Молодёжь веселила и ещё одна вещь – подвески на ЗАЗ-965, которые были независимыми. Благодаря этому она придавала транспортному средству «криполапость». Особенно, если колёса находились под давлением какого-нибудь веса. Подростки во дворе приподнимали корму соседского авто и опускали её. Вот тогда Запорожец становился максимально «колченогим» и на взгляд многих смешным.

Напомним, что багажник находился спереди авто, а там, разгуляться было невозможно. Там бак, плюс запаска, и немного свободного места для чего-то другого. Да, места не много, но всё-таки больше, чем у мотоцикла. Но наш человек найдёт выход из всего. Уж если ему что-то нужно было увести с собой, то он придумывал такое… Например, владельцы ставили решетчатые багажники на крышу. Порой на всю длину авто.

Современные салоны пусть даже не самых дорогих автомобилей позволяют чувствовать себя внутри комфортно. В Запорожце даже трое чувствовали себя мягко сказать не очень, но сравнивать было не с чем. Хотя, в то время автомобиль сравнивали только с мотоциклом и сами понимаете, что на машине лучше, чем без неё.

До «сотни» автомобиль не дотягивал. Вот если соберёшься куда-нибудь на отдых, то быстро до туда доехать не получится. Разогнаться до 100 километров в час? Нет, не слышали. Максимум 90 и то, если повезёт. Водителям тогда действительно приходилось не сладко, спина стульчиком, всё болело. Плюс автомобиль очень сильно шумел. Единственное, что тут можно отметить – это хорошую проходимость, а она тогда была даже важнее динамики.

заз 965, запорожец, ретро, салон
Фото: «CAR.RU»

Огромное количество автомобилей было продано в соцстраны. В Болгарию ушло около 14 тысяч экземпляров, в Финляндию и Данию по 1200 транспортных средств. Имя Запорожец было слишком сложным для представителей других стран. Было принято решение экспортировать авто в Финляндию и другие страны под именем Ялта.

Чтобы не говорили про Запорожца, эту модель всё равно можно назвать действительно эпохальной. Во-первых, благодаря ему работу получило огромное количество человек, так как было открыто сразу два огромных завода.

Плюс автомобиль на то время был самым дешёвым и самым демократичным, который могли позволить себе многие. Инвалиды, которых после войны насчитывалось около двух с половиной миллионов, получили возможность ездить на полноценном автомобиле, а не мотоколяски.

Запорожец – настоящая легенда, которая кого-то смешила, забавляла, кому-то дарила возможность почувствовать себя человеком, на шикарном авто.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS