ГАЗ-16 — летающий автомобиль из 1960 годов

14:01 06-10-2021

Сколько интересных проектов было представлено в прошлом веке в сфере автомобильной промышленности. Тогда производители могли работать в разных направлениях, но самыми популярными стали амфибии и гибриды. Многие боялись затрагивать сферу автомобилей будущего, но даже такие разработки сохранились со времен СССР. Сколько уже необычных моделей было раскрыто в истории отечественного ГАЗ - не меньшее количество остается за завесой тайны.

18e2cda72050a8c9abc708b2ebf70538_w650.jpg
В конструкции автомобиля задумывали применение воздушной подушки

Пик развития инженерной мысли на ГАЗ наблюдался в 1960 годах. Именно в то время приступили к проектированию автомобиля, который должен был отличаться повышенной проходимостью. Над созданием машины работали даже сотрудники НАМИ и авиационный завод имени Орджоникидзе.

Известно, что транспортное средство нового типа создавали в качестве универсальной машины. Основная цель - объединить достоинства легкового автомобиля и вездехода, а именно, обеспечить экономичность и достойный ресурс во время движения по автомобильным дорогам. Многие могут подумать - так в чем уникальность разработки, если под такие параметры уже попадали многие модели того времени?

На самом деле в конструкции автомобиля задумывали применение воздушной подушки. Уже в 1962 году построили первый опытный образец машины повышенной проходимости. Он получил заводское обозначение ГАЗ-16. Если разработка использовалась на хорошей дороге, применялось автомобильное шасси, позаимствованное у ГАЗ-21. Передняя подвеска была независимого типа.

be22f51d3232237e28d5952eb544ba14_w650.jpg
Воздушная подушка обладала устойчивостью, так как корпус имел особую форму

В качестве силового агрегата выбрали V-образную "восьмерку", которая использовалась в автомобиле ГАЗ-13 "Чайка". Ее объем составлял 5.5 литра, а мощность достигала 195 л.с. Если автомобиль передвигался на колесном ходу, его максимальная скорость доходила до безумных для того времени 170 км/час.

При движении в условиях пересеченной местности шасси поднималось посредством гидравлического привода. В конструкции устанавливали сразу 2 вентилятора диаметром 1.2 метра. Они нагнетали воздух под днищем машины, что обеспечивало создание воздушной подушки. Таким образом транспортное средство можно было поднять на высоту 15 см.

Воздушная подушка обладала устойчивостью, так как корпус имел особую форму. В нижней части специалисты предусмотрели щели, которые располагались под углом 45 градусов к продольной плоскости автомобиля. В эти отверстия нагнетался воздух от вентиляторов. На воздушной подушке ТС приводилось в движение при помощи потоков воздуха от основных вентиляторов. Регулировать их можно было специальными жалюзи.

72f7e66d3ccfebd65b9878f35cfbc059_w650.jpg
Нагнетающие вентиляторы и маршевые винты могли приводиться в движение двигателем ГТД-350 мощностью 394 л.с

В процессе испытаний специалисты заметили низкую эффективность такой конструкции - так как воздух отходил от вентиляторов, толщина воздушной подушки сокращалась. После проведенных исследований на заводе построили доработанную версию с новым обозначением - ГАЗ-16А. Главное отличие - установка сразу двух маршевых моторов мощностью 28 л.с. каждый. Они обеспечивали вращение винтов, установленных в корме.

На этом обновление не завершилось, поэтому в скором времени появился прототип ГАЗ-16Б. В нем нагнетающие вентиляторы и маршевые винты могли приводиться в движение двигателем ГТД-350 мощностью 394 л.с. Аналогичные установки использовались в вертолетах модели МИ-2.

Несмотря на уникальность, автомобиль ГАЗ-16 отличался большим количеством недостатков - отсутствие экономичности, большая конструкция, сложность в сборке, невысокая грузоподъемность и ограниченная область использования. Главным минусом проекта считали неэффективное использование мощности мотора для образования воздушной подушки. По этой причине все работы по развитию были остановлены.

Итог. ГАЗ-16 - интересный проект 1960 года, который представлял собой летающий автомобиль. Было выпущено несколько версий, но разработка не получила дальнейшего развития.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS