Военные МАЗы: с первого поколения и дальше

13:00 17-09-2021

В свое время военные заказы для Минского автомобильного завода дали возможность развить производство. Но и сейчас, в эпоху независимой Беларуси, некоторая доля техники имеет военное предназначение. При этом появилась почти самостоятельная школа и технологии, которые нельзя назвать заимствованными.

Первая продукция военного назначения. Примечательно, что уже с первых этапов разработка военной техники на МАЗ выделили в отдельное подразделение СКБ-1, которое занималось разработкой многоосной военной техникой. Сегодня предприятие и вовсе выделено в отдельный завод МЗКТ, продукции которого нужно посвящать целый цикл статей.

История Минского автомобильного завода началась с цехов по ремонту немецкой военной техники, которые, в свою очередь, были размещены на базе воинской части в пределах Минска.

d8faed716058853073318907459c8255_w650.jpg
МАЗ-200Г

В качестве первых видов техники стали собранные из машинных комплектов грузовики Mack и Studebaker, оставшиеся от поставок по ленд-лизу. Грузовые машины самостоятельного производства были собраны в 1947 году, а военные машины появились чуть позже.

Первая военная модификация получила обозначение МАЗ-200Г. От гражданской версии машина выделялась платформой из металла и скамейками для перевозки личного состава. Параллельно МАЗ-200Ш представляли собой платформу без кабины, на базе которой на заводах Сибири достраивали автобусные кузова. Такие машины имели несколько «специальностей»:

  • Авиационные заправщики (кислородом и азотом);
  • Топливозаправщики;
  • Авто мастерские.

В качестве собственной разработки инженеров МАЗ через 5 лет был представлен грузовик с полным приводом МАЗ-502. Выпущенная в серию машина преимущественно перевозила личный состав и боеприпасы. После некоторой доработки на таких МАЗах стали возить ядерные боеголовки баллистических ракет.

7231df79a268682b8aa8b01b0cd7d2a6_w650.jpg
Транспортировщий крылатых ракет

Еще одна модификация МАЗ-502В перешла в разряд седельных тягачей. Ее использовали для транспортировки крылатых ракет 5В11 в составе с комплекса «Даль».

Современная военная техника МАЗ. Бескапотные грузовики МАЗ использовались на службе в войсках со второго поколения МАЗ-500. А вот машина 502-семейства (с полным приводом) в ход не пошла. Для перевозки личного состава иногда использовали стандартный МАЗ-500.

Самыми массовыми машинами МАЗ-третьего поколения стали топливозаправщики. Все они имели колесную формулу 4×2. В качестве разновидностей применялись автомобильные краны и самосвалы. Для размещения оружия те машины не предназначались.

c48315fe1e6cbfffc275f5dfffc6e744_w650.jpg
Чаще всего МАЗ использовался для перевозки личного состава

Самым успешным автомобилем третьей генерации стал МАЗ-Э6310 с колесной формулой 6×6. Машина отличалась хорошей проходимостью, технически понятной конструкцией и надежностью. В период с 1976 года машину долго испытывали в разных вариантах исполнения, а когда к 1990 году утвердили ее использование в войсках, модель оказалась никому не нужна. В различных вариантах исполнения МАЗ-6317 используется в частях белорусской армии. Среди разновидностей выделяются:

  • Фургон для перевозки личного состава;
  • Фургон «Спрут» - для управления и наведения сил авиации;
  • Центр аппаратной связи;
  • Машина с зенитно-ракетным комплексом.
636f328ed5b6506f876dcc47d7e6235f_w650.jpg
Самостоятельная доработка белорусской армии «БелГрад»

Поначалу на МАЗ устанавливали модернизированную установку «БелГрад», а чуть позже - 9А33-2В «ОСА». Это единственный случай, когда автомобили МАЗ несли на себе оружие.

В качестве заключения. Уже в 2019 году машину с зенитно-ракетным комплексом модернизировали еще раз. На этот раз на доработанный МАЗ-6317 (с двойной кабиной) установили комплекс «Ураган». Пока о массовом использовании таких комплексов в войсках неизвестно.

77954ae429975b8358de3fb6b4e6b87e_w650.jpg
Разработка 2019 года

О всех вариантах использования МАЗ в военных целях243у трудно говорить ввиду экспортных поставках машин в третьи страны. Там отдельные модификации дорабатывались под потребности отдельных стран, а также разрабатывались совсем новые модификации. К примеру, МАЗ-63171 имел 3 оси и использовался для перевозки крылатых ракет в армии Северной Кореи.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS