Ikarus 180 стал первой в СССР массовой «гармошкой»: Почему его называли «скотовозом»

21:28 07-09-2021

В 1967 году на маршрут №3 «площадь Победы – Театральная площадь» в Ленинграде вышли несколько новых 2-секционных автобуса, получивших название Ikarus 180.

27b84675d989b35f1bf1bc220168893f_w650.jpg
Так выглядел первый построенный Ikarus-180.K1, представленный в 1961 году.

Автобусы выделялись среди других транспортных средств своими необычными конструктивными параметрами. Максимальная вместимость каждого автобуса составляла 190 человек. Однако, в час пик в автобус помещалось более 250 пассажиров, для которых общественный транспорт был единственной возможностью добраться до дома или до рабочего места.

Замена ранешних автобусов началась именно с момента появления этих первых моделей. Они привлекали своим видом, не только жителей, но и гостей города. Марка стала приоритетной в городе на Неве. Параллельно машины стали поступать в автобусные парки крупных и значимых городов, и только чуть позже в города рангом ниже. Постепенно количество таких автомобилей существенно увеличилось, что позволило сделать перевозку пассажиров более комфортной и приятной.

Конструкция. Первое мелкосерийное производство таких "больших" автобусов было налажено в 1963 году в Венгрии. Полноценное же серийное производство стартовало в 1966-м году. Востребованность Советского Союза в подобных автобусах была обусловлена развернувшимся строительством новых микрорайонов и последующим стремительным ростом населения крупных городов. В это время советские разработчики также старались создавать более новые автобусы, однако они с треском проваливали тестовые испытания, не доходя до начала серийного производства.

5d01e18248878e3e37b1b02e89f27371_w650.jpg
ikarus-180.K1 и опытный образец междугороднего автобуса Ikarus-557

Кузов Ikarus 180, имевший 4 двери, - так называемого вагонного типа, с несущим основанием. Автобусный прицеп присоединялся к тягачу посредством шарового шарнира. Одну и другую части автобуса снаружи соединял пылевлагонепроницаемый тамбур-гармошка. Особенностью было то, что продольные рулевые тяги соединяли ось прицепа с шарниром тягача.

Еще одним интересным нюансом становится того, что для выпуска этих автобусов была создана специальная резина, которая создавалась разработчиками с учетом всех технических особенностей транспортного средства. Задняя накопительная площадка располагалась чуть ниже основного пола салона. Подвеска Ikarus 180 – сочетание листовых рессор и пневмобаллонов, именно это обеспечивало плавность хода и комфорт пассажиров.

Востребованность. В 1970 году автобусами такого типа пользовалось уже более 800 млн пассажиров. Но это составляло только около трети всех городских пассажирских перевозок. В 1975-м автобусы перевезли более 1 млрд человек - это вдвое превышало пассажиропоток метрополитена того времени. Разработчики невероятно гордились тем, что их выпускаемый транспорт пользуется спросом у пассажиров.

b6c8a9e3167b125a25c3009506b667b2_w650.jpg
Данная машина экспонировалась на ярмарке в Лейпциге в 1962 году. Её внешнее отличие состояло в дополнительном боковом аншлаге. Других изображений этого автобуса найти не удалось.

Заключение. Такие автобусы были очень привлекательными и делали поездки по городу интересными и увлекательными. Разработчики сделали все для того чтобы выпускаемые общественные транспортные средства могли полностью устраивать и водителей, которые ими управляли, и пассажиров.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS