Грузовые машины в армии СССР

10:50 18-08-2021

Потребности вооруженных сил СССР в новой технике удовлетворялись целыми конструкторскими бюро крупных автомобильных заводов. И, как и в случае с промышленностью США, в последующем эти наработки постепенно перетекали в гражданские сферы, позволяя выпускать конкурентную продукцию. Это утверждение верно и в отношении конструкций грузовых автомобилей.

40c3096037fd1d54bf738a7d08198fc6_w650.jpg
ЗИЛ-157 был в основе современных военных грузовиков СССР

Послевоенное развитие. ЗИЛ-157. После окончания войны военная промышленность получила мощный толчок к развитию. Этому способствовала разработка ракетной техники, а также наметившееся противостояние с США, а в последующем — с блоком НАТО.

Одним из ярких представителей грузовых автомобилей для армии стал ЗИЛ-157. Машину выделяла кабина, в которой еще прослеживалось наследие Великой Отечественной войны. Впервые поступив в войска в 1958 году, машина в разных модификациях продержалась на конвейере 35 лет. Примечательно, что в год выпуска машина получила Гран-при в Бельгии, как лучший грузовой автомобиль для сельского хозяйства. Но, конечно, основным заказчиком на выпуск грузовиков выступала армия.

Среди модификаций был и седельный тягач ЗИЛ-157В, который мог тащить полуприцеп с оборудованием до 11 тонн. При этом на каждом тягаче в обязательном порядке располагалась лебедка для самовытаскивания. Тяжелые армейские машины могли застревать в грязи.

60cba341c87aed12132f0946495bf58b_w650.jpg
Лебедка ставилась обязательно

Имея колесную формулу 6×6 в сочетании с повышенной проходимостью, ЗИЛ-157 сумел освоить 100 военных «специальностей». Среди наиболее характерных, что подчеркивает внедорожные возможности, выделяются модификации:

  • БТР-152 В1;
  • Машина-амфибия ЗИЛ-485А;
  • Колесный легкий эвакуационный тягач КЭТ-Л.

Уже через 3 года после начала выпуска машина претерпела первую модернизацию. С модели ЗИЛ-131 перенесли сухое однодисковое сцепление, амортизаторы для колес передней оси, ручной барабанный тормоз. С такой периодичности в те годы не обновлялась ни одна машина в мире.

В 1966 году на вооружение поступил еще один «долгожитель» — ЗИЛ-131. В период с 1966 ода по 2002 год выпускалась, пожалуй, самая массовая модель военных грузовиков. Основным отличием от модели с индексом 157 были моторы, выполненные по схеме V6 и V8. Основные агрегаты трансмиссии при этом сохранились от предшественника.

2f25d8170796da6f897dfa7afbe38848_w650.jpg
Самый массовый военный грузовик ЗИЛ-131

Машина создавалась параллельно с модернизацией ЗИЛ-157. Но итоговый вариант представили только в 1966 году. Среди перспективных решений того периода выделялись:

  • Рулевое управление с гидроусилителем;
  • Система регулировки давления в шинах;
  • Цельнометаллическая кабина с панорамным лобовым стеклом.

Основное назначение ЗИЛ-131 — перевозка солдат в кузове. Платформы были предназначены для размещения от 18 до 24 человек. Дополнительным оборудованием таких машин являлись:

  • Стойки для размещения оружия;
  • Ящики для военных карт;
  • Места для размещения приборов ночного видения.
6f3fc3e24ae57910c9ed3c93cece7333_w650.jpg
ЗИЛ-131 активно использовался как тягач

Среди распространенных модификаций значились машины с фургонами для перевозки людей зимой и ракетовозы с установкой ферменных рам. С кузовом фургон основными модификациями были машины для обеспечения радиосвязи и ремонтные мастерские КМ-131.

Покоритель бездорожья ГАЗ-66. Особенностью «короля бездорожья» является его разработка на протяжении 4 десятков лет. Было создано несколько прототипов и модификаций, но в итоге машина получила статус легкого военного тягача. Исполнение с двумя осями и четырьмя односкатными колесами, а также расположение кабины над двигателем делало машину уникальной с позиции проходимости.

d160fedc6013404271923ed964a2110f_w650.jpg
ГАЗ-66 в свое время не имел равных по проходимости

Среди прототипов окончательного варианта машины значится ГАЗ-66Б, который получил статус авиадесантируемого автомобиля (1960 год). Серийное производство первой генерации ГАЗ-66 датируется 1963-1968 годами. Помимо перевозки личного состава десантных подразделений, машину использовали для буксировки легких орудий, дооснащения кузова различными надстройками.

Специально для десантных автомобилей разработали разбираемую кабину, а платформа имела разборные арки и съемный тент. Для парашютного десантирования разработали специальную платформу.

c417ff7bcf98053977c9a1d40976c5c8_w650.jpg
Специальная платформа для десантирования

Машину второго поколения (1966-1984 годы) разработали в 12-ти версиях с учетом использования в различных климатических поясах и для различных систем вооружения. Помимо бензиновых моторов на машины, работающие в странах восточной Европы, устанавливали дизельные агрегаты Deutz. Всего по 1999 год таких грузовиков было изготовлено 966 тысяч штук. Примечательно, что выпущенные с запасом платформы еще до середины «нулевых» оснащались различным оборудованием.

В качестве заключения. В армейских подразделениях и сегодня на вооружении находятся представленные грузовые автомобили. Одновременно идет подготовка солдат в учебных частях и в автошколах. Интересен факт, что на учебные машины ГАЗ-66 устанавливался второй руль инструктора, поскольку капот в салоне затруднял обучение курсантов на «шишигах».

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS