Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету

19:33 06-08-2021

В течение многих лет Специальное конструкторское бюро Завода имени Лихачева занималось разработкой техники сверхвысокой проходимости.

Главным заказчиком машин такого рода становилось министерство обороны, но затем начали подключаться и другие ведомства. Например, в середине 60-х годов был дан старт сотрудничества ЗИЛ с предприятиями космической отрасли. Одним из самых интересных его результатов стал вездеход-транспортер ЗИЛ-135Ш.

96f3118a6c709446d18316be67aea050_w650.jpg
в середине 60-х годов был дан старт сотрудничества ЗИЛ с предприятиями космической отрасли. Одним из самых интересных его результатов стал вездеход-транспортер ЗИЛ-135Ш.

Альтернативная доставка ракет. К середине 60-х годов советская программа по освоению космоса столкнулась с некоторыми проблемами, имеющих отношение к логистике. Постройка космических ракет осуществлялась на заводе прогресс в г. Куйбышев (сейчас Самара). Затем они в разобранном виде доставлялись по железной дороге на космодром Байконур, где производилась их окончательная сборка и подготовка к запуску.

Пока речь велась о ракетах-носителях, основой для которых послужили ракеты Р-7, но уже производилась разработка лунной ракеты Н-1, отличительной чертой которой стали увеличенные размеры. Это стало причиной возникновения проблем с доставкой ее на космодром.

При рассмотрении альтернативных вариантов железнодорожного транспорта, специалисты ОКБ-1 во главе с С.П. Королевым предложили оригинальный вариант доставки агрегатов ракет на Байконур. Постройку планировалось выполнять в Куйбышеве, затем на специальной барже ракета перевозилась по Волге и Каспийскому морю до г. Гурьев (сейчас – Атырау, Казахстан). Там уже планировалось применение специальной техники для доставки ракет в конечный пункт назначения. Чтобы реализовать такой проект, потребовалось создать особую баржу и наземный транспорт, сложности заключались в том, что отдельные детали ракеты могли достигать веса в 20-25 тонн.

dcaf9463b5d3ee8d8b21a84b2a498f70_w650.jpg
тказались от настолько сложного проекта практически все, за исключением СКБ ЗИЛ, во главе которого тогда стоял В.А. Грачев. Он выразил готовность создания транспортного средства, способного перевозить детали весом до 100 тонн, благодаря чему можно было полностью перевозить вторую и третью ступень ракеты Н-1

Разработка. Группа инженеров ОКБ-1 во главе с В.П. Петровым сформировали примерный облик будущего транспортера и сделали несколько важнейших предложений. Например, для того, чтобы обеспечить машине должную степень маневренности и подвижности, на нее потребовалось установить ориентируемые колеса, аналогичные используемым на шасси самолетов. Требуемые характеристики, с учетом проходимости казахских степей, можно было получить исключительно при диаметре колес не менее полутора метров.

После формирования проекта, ОКБ-1 начало поиск исполнителя. Отказались от настолько сложного проекта практически все, за исключением СКБ ЗИЛ, во главе которого тогда стоял В.А. Грачев. Он выразил готовность создания транспортного средства, способного перевозить детали весом до 100 тонн, благодаря чему можно было полностью перевозить вторую и третью ступень ракеты Н-1. Более габаритную первую разбирали всего на три части. На перевозку 1 ракеты уходило всего 5-6 рейсов транспортера, по сравнению с жд транспортом это было намного выгоднее.

Технические характеристики. Было предложено строительство машины с грузовой площадкой размером 10,8х21,1 м. Ходовая часть была сделана в виде конструкции с 8 осями, колесная формула которой составляла 32х32. Колеса были установлены попарно на поворотных стойках, помещавшихся по 4 штуки на каждом углу. За счет этого машина получала высочайшую степень маневренности.

dec8ed3b09a2502c1cc1b541460356e3_w650.jpg
В качестве силовой установки использовались ЗИЛ-375Я мощностью по 375 л.с., первый из которых располагался в передней части, второй в задней, Передний двигатель соединили с электрогенератором ГЭТ-120 мощностью 120 кВт, являвшимся основой электрической трансмиссии.

Главными источниками деталей стали вездеходы семейства ЗИЛ-135. К примеру, электрическая трансмиссия основывалась на агрегатах вездехода ЗИЛ-135Э. Отдельные устройства были взяты у самолета ИЛ-18, но в проекте это отражено не было. Основой опытной машины стала рама сложной формы. Ее передняя и задняя части были выполнены прямоугольными.

В качестве силовой установки использовались ЗИЛ-375Я мощностью по 375 л.с., первый из которых располагался в передней части, второй в задней, Передний двигатель соединили с электрогенератором ГЭТ-120 мощностью 120 кВт, являвшимся основой электрической трансмиссии. Второй двигатель комплектовался гидромеханической передачей, связанной с задним ведущим мостом. Основным мотором считался передний, второй же применялся в некоторых ситуациях для увеличения общей мощности машины.

Заключение. После завершения испытаний, от этого типа транспортных средств отказались, и доставку деталей снова организовали по железной дороге.

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS