От премиума и суперкаров к автобусам и VW: история и особенности автопрома Испании

21:23 24-07-2021

Далеко не у каждого Испания ассоциируется с производством автомобилей, ее общеизвестными символами являются Фламенко, баски и коррида, пляжи Майорки и сангрия – стандартный набор для этой страны на Средиземноморье.

Другbе автовладельцы, напрягая свою память, смогут добавить в этот перечень SEAT. А ведь история испанского автомобилестроения идет намного дальше.

Первое предприятие - Hispano Suiza. В отличие от других европейских стран, автомобильная промышленность в Испании была практически не развита в начале ХХ века, поскольку наиболее популярным было сельское хозяйство. Но уже в 1904 году в Барселоне была основана совместная испано-швейцарская автомобилестроительная компания La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles S.A. Основателями ее стали испанские предприниматели Дамиан Матеу и Франсиско Сейо, а «мозгом» фирмы стал инженер-швейцарец Марк Биркигт. Компания отличалась изначальной ориентированностью на производство дорогих машин класса «люкс».

baf5700c452002ac42c9c0c39b76bdc3_w650.jpg
Компания отличалась изначальной ориентированностью на производство дорогих машин класса «люкс»

В первый десяток лет ХХ века машины, созданные компанией, принимают активное участие в большом количестве гонок — начиная от «Catalon Cup», организованного королем Испании Альфонсо XIII, и заканчивая кубком Франции. На время Первой мировой войны предприятие сменило профиль, и занималось производством авиационных моторов. Наибольшую известность среди всех моделей фабрики стала Hispano-Suiza Н6 1919, рассматриваемая как «референсный» автомобиль представительского класса.

Но дела у владельцев развивались не так, как они планировали, чему способствовала Первая мировая война и экономические проблемы 30-х годов. Поэтому производство машин было сконцентрировано в Париже, а Испания постепенно начала переходить на производство автобусов, грузовых автомобилей и авиационных моторов.

35b9c109aa43d3e0edaae8bd00aa6f36_w650.jpg
Наибольшую известность среди всех моделей фабрики стала Hispano-Suiza Н6 1919, рассматриваемая как «референсный» автомобиль представительского класса.

После начала Второй мировой войны производство продолжилось, и выпускались машины до 1944 года. Современные попытки возрождения компании ни к чему пока не привели.

Продолжение развития: Pegaso. В 20-е годы испанским автомобильным рынком заинтересовались другие европейские страны. Предприятие Ford Motor Ibérica заработало в 1920-м в городе Кадис, а General Motors Peninsular в Малаге – в 1927 году. Но на всем этом был поставлен огромный крест Гражданской войны. После того как Hispano-Suiza была национализирована, по указанию генерала Франко завод передан в подчинение Национальному институту промышленности INI. На протяжении этого времени были созданы государственные организации ENASA и СETA, целью которых были разработка и выпуск грузовых автомобилей. Летом 1952 года несколько автомобилей Pegaso отправились на Гран-При в Монако, однако из-за проблем с тормозами и топливной системой первый блин оказался комом – обе машин попросту не сумели добраться до финиша. А первую гоночную победу марке Pegaso принёс спайдер Pegaso Z102 Rabassada с алюминиевым кузовом.

e368828f7a93110508f85dfbf659eaee_w650.jpg
А первую гоночную победу марке Pegaso принёс спайдер Pegaso Z102 Rabassada с алюминиевым кузовом.

На протяжении трех лет удалось произвести только 20 машин новой модели Z103, после чего ENASA приняло решение о полном отказе от выпуска легковых машин в полной мере в пользу грузовых автомобилей и автобусов. Работа компании осуществлялась до 1994 года, когда с конвейера сошел последний грузовой автомобиль.

SEAT. Началом отсчета в истории наиболее известного автопроизводителя Испании считается 1950 год. Полное название предприятия Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo («Испанское сообщество легковых автомобилей для туризма») было сокращено до аббревиатуры SEAT.

Первый автомобиль под этим названием был выпущен уже в 1953 году. Новая модель 600, выпуск которой начался в 1957 году, пользовалась у испанцев большим спросом, что позволило предприятию собрать стотысячную машину марки SEAT уже к десятилетнему юбилею в 1960 году.

cf6c3b270eea88ed7e9d05166b00baf0_w650.jpg
С 1990 года практически все автомобили SEAT используют общую платформу с другими моделями концерна Volkswagen Group, став полноправным членом «большой немецкой семьи».

Начиная с 1968 года, в Испании был налажен выпуск легендарного «сто двадцать четвертого» – того самого Фиата, который впоследствии стал советскими Жигулями первой модели. Происходило это до 1980 года, когда FIAT прекращает сотрудничество с SEAT. Два года спустя испанцы подписали соглашение о сотрудничестве с концерном Volkswagen AG, а в 1986-м немцы выкупили контрольный пакет испанской компании, став полноправным владельцем SEAT уже в 1990-м. Это стало причиной того, что в разработке отдельных моделей, ставших чрезвычайно популярными, например, Ibiza, принимали участие не только специалисты VW, но и инженерные работники Porsche.

С 1990 года практически все автомобили SEAT используют общую платформу с другими моделями концерна Volkswagen Group, став полноправным членом «большой немецкой семьи».

Заключение. Несмотря на то, что испанской промышленности не удалось сохранить независимость, и возродить самую старую марку автомобилей Hispano-Suiza, автомобильные энтузиасты этой страны выпускают малоизвестные мелкосерийные ретромобили Hurtan, спорткары Tramontana и Motor Spano. На сегодняшний день на территории Испании функционирует более десятка автомобильных предприятий: Daimler AG, Ford, Nissan, Opel, PSA, Renault и Volkswagen, что дает возможность стране входить в десятку мировых автопроизводителей, несмотря на обманчивое впечатление о ее «неавтомобильности».

Автопортал
Чтобы продолжить использовать сервис без ограничений, необходимо оформить доступ
Стоимость 1 TJS/день
Для подтверждения подключения подписки введите цифру 1 в поле ниже

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Подписка

Уважаемый абонент, доступ к услуге на вашем тарифном плане запрещен. Обратитесь в контактный центр оператора.

Войти

Введите код из SMS